Творчеству нужен простор


Если вы считаете себя творцом прекрасного или просто его ценителем, если имеете то или иное отношение к искусству, значит, 8 декабря – ваш праздник, несмотря на то, что он носит название Международный день художника. Ведь слово «художник» обозначает не только человека, занимающегося живописью. Оно имеет более широкий и глубокий смысл, впрочем, как и слово «искусство».

В небольшой комнате второго этажа районного Дома культуры с видом на городскую площадь всегда царит творческий беспорядок. Здесь ведет хоть и скромную, но довольно активную жизнь Народный коллектив любительского художественного творчества изостудия «Синяя птица», которой руководит педагог Ирина Борисовна Голубенко. Сюда приходят на занятия и дети, и взрослые, чтобы познакомиться не только с основами изобразительного искусства, но и освоить другие виды художества, которые в подобных объединениях всегда идут рука об руку.

Коллектив был создан еще в 1981 году талантливым профессиональным художником Виталием Ивановичем Целищевым, который давал своим ученикам (коими являлись люди сознательного возраста, начиная от школьников старших классов) серьезные академические знания. В 1987 году коллективу было присвоено звание «народный». На смену В.И. Целищеву пришла Элеонора Владимировна Новоструева, которой студия обязана своим нынешним названием. При ней стало развиваться детское творчество, был создан детский коллектив «Акварелька». В 2010 году изостудию «Синяя птица» унаследовала Ирина Борисовна Голубенко.

Ирина рисовала всегда, сколько себя помнит. Она – дочь родителей разных национальностей: отец – нанаец, очень разносторонний, целеустремленный, творческий, образованный человек, многие годы проработал педагогом, преподавал физкультуру и музыку; мама – русская, всю трудовую жизнь проработала кассиром, несмотря на семилетнее школьное образование. Именно родители стали первыми учителями рисования для Ирины и ее сестры-двойняшки.

В 1968 году семья переехала из с.Нелькан, где родилась Ирина, в г. Николаевск-на-Амуре. Сестра после школы пошла по медицинской стезе, а у Ирины не получилось. И она в 1982 году поступила в открывшееся тогда в Комсомольске-на-Амуре художественное училище.

«Не могу сказать, что нам в училище много дали, - говорит Ирина Борисовна. – Больше, как мне кажется, я получила от папы. Кроме того, я еще бегала к Валентине Фёдоровне Немчаниновой в Дом пионеров, ныне Центр детского творчества. Я, правда, занималась там недолго, но она считает меня своей ученицей. Основной упор я делала на самообразование. Мои подружки окончили художественную школу, но я от них не отставала. По композиции, может быть, мне недоставало знаний, ведь раньше не было Интернета. А сейчас есть возможность получать мастер-классы, не выходя из дому. Я всегда интересуюсь работами наших местных художников, с которыми поддерживаю связь, посещаю их выставки. Люблю детское творчество, всегда внимательно смотрю на детские работы, отмечаю лучшие, фотографирую и показываю своим ученикам. А сейчас хорошо, что у нас в студии работает Владимир Николаевич Новоструев, у детей есть возможность посмотреть, как работает художник. Сама я рисую очень быстро».

Ирина Голубенко признается, что не любит рисовать большие картины, которые требуют времени и, конечно, настроения. Вдохновение надо ловить. Но дела не всегда позволяют откликаться на его зов. А пока бегаешь по делам, муза улетает: она, как и всякая уважающая себя дама, долго не ждет, ей надо отдаваться тут же. Поэтому у Ирины Борисовны много незаконченных работ: они идут тяжело, а со временем к ним просто охладеваешь.

«Некоторые мои идеи, - замечает И. Б. Голубенко, - воплощают мои ученики, потому что у меня просто не хватает времени».

Любимой техникой изобразительного искусства Ирины Борисовны является акварель, здесь она рисует легко и быстро. Восхищают ее акварельные работы Алёны Зарубиной. «Они такие воздушные», - говорит моя тёзка. Использует Ирина Борисовна в своем творчестве масло, гуашь, пастель. Будучи в Анапе, она наблюдала создание картин в технике «сухая кисть». В ее основе лежит использование масляной краски (соуса), которая растирается кистями на бумаге или холсте. У Ирины Голубенко есть несколько удачных, на мой взгляд, работ, исполненных в этой технике. Хотя сама Ирина Борисовна, по ее собственным словам, очень критически относится к своим работам, невысоко ценит свои художественные способности. Особенно тяжело даются ей портреты. «Наверное, единственная работа в этом жанре, которой я осталась абсолютно довольна, - признается художник, - это портрет моей бывшей, очень способной ученицы Лены Браташовой, который я подарила самой натурщице». Рисовать, считает Ирина Голубенко, лучше с натуры, а изучать искусство по бессмертным полотнам великих мастеров в музеях мира.

Есть у Ирины Борисовны опыт иллюстрирования изданий. В нынешнем году в редакции «М-Пресс» вышла в свет книга очерков А. И. Щелокова, в которую вошли рисунки И. Б. Голубенко, сделанные по заказу. Они своеобразны, будто нарисованные ребенком, но в этом их неповторимость. Сегодня в изостудии «Синяя птица» занимаются около 15 детей младшего и среднего школьного возраста и человек 8 взрослых. Женщины в основном приходят на занятия квиллингом (изготовление композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги). Оригами – одно из любимых занятий детворы, сегодня в изостудии готовятся к Новому году – делают из бумаги символы праздника – Деда Мороза и Снегурочку. Кстати, в РДК каждый месяц организуется выставка работ участников изостудии, в том числе и ее руководителя.

Не могла я не поинтересоваться достижениями коллектива. Ведь чтобы получить представление о своих способностях, нужно продемонстрировать их знающим людям. Изостудия «Синяя птица» принимает участие в конкурсах различного масштаба. К примеру, в ежегодном Международном конкурсе рисунков «Пушкин глазами детей», который организует Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Московской области, во Всероссийском конкурсе «Ликующий мир красок», в Дальневосточном фестивале-конкурсе детского творчества «Юные дарования».

«Призовые места мы не занимаем, - говорит И. Б. Голубенко, - но нам почти всегда приходят дипломы участников и благодарности. Недавно мы отправили работы на конкурс «Красота Божьего мира» при Хабаровской епархии Русской Православной церкви: скоро по- еду в Хабаровск и заберу дипломы. 27 ноября я отослала работы своих учеников на конкурс «Жемчужина Крыма». К конкурсу надо готовиться хотя бы за полгода, подходить к этому делу серьезно. Но требовать такого от детей трудно. Тем более что у нас не образовательное, а досуговое учреждение. Поэтому я их сильно не напрягаю. Им и так и в школе, и дома достается. А здесь они отдыхают. Моя задача – создать комфортную психологическую обстановку, чтобы ребенок захотел рисовать».

А вот участие в краевых конкурсах, как это ни парадоксально, творцы изостудии «Синяя птица» позволить себе не могут, поскольку на выставках необходимо присутствие представителя. Единственный конкурс регионального уровня, в котором «Синяя птица» участвует каждый год и занимает призовые места, это конкурс, посвященный годовщине пожарной охраны России.

Ирине Борисовне возмещают только стоимость пересылки конкурсных работ своих воспитанников почтой, а затраты на дорогу до краевого центра и обратно никто не возместит. Да что там, даже все необходимое для ведения своей работы Ирине Голубенко приходится приобретать на собственные средства: не все родители могут позволить себе потратиться на принадлежности для рисования. Из солнечной Анапы она привезла с собой 10 метров холста. Нужные краски не всегда найдешь в Николаевске, поэтому Ирина Голубенко закупает их, будучи по делам или на отдыхе в других городах. Да и само помещение студии давно нуж- дается в ремонте.

Если птицу с рождения держать в клетке, она никогда не испытает радость полета, хотя гены ее предков, живущие в крови, будут манить ее ввысь, заставляя испытывать странное, волнующее и необъяснимое чувство. Вот так и в творчестве. Есть много возможностей для самообразования: дистанционные курсы, мастер-классы, видеоуроки, литература, семинары и вебинары, форумы, лекции... А какие шансы у самореализации? Одного наличия божьего дара для этого недостаточно. Чтобы талант расправил крылья и воспарил над грешным миром, его для начала нужно выпустить из клетки.

Похожие посты

Смотреть все

Похожие статьи

Читайте также