Уроки счастья преподали жителям Николаевска-на-Амуре


Город – это, прежде всего, диалог между его жителями. Если они умеют договариваться, город процветает; если нет – разрушается. Евгений Мишталь

В Николаевской районной библиотеке прошел интересный семинар на тему «Основы коммерциализации общественных пространств». Его провел представитель автономной некоммерческой организации «Краевое агентство содействия предпринимательству» Евгений Анатольевич Мишталь, должность которого называется «продюсер городских проектов», то есть специалист, организующий людей и ресурсы для реализации этих проектов.

По словам Евгения Анатольевича, организация, в которой он работает, - Всероссийская, а цель ее – «развитие городов руками самих горожан». На сегодняшний день она насчитывает около 180 городов, активно участвующих в саморазвитии.

- В процессе своей работы, - сказал Е.А. Мишталь, - мы исследовали порядка 600 российских городов и пришли к выводу, что, по большей части, они похожи друг на друга. Но в каждом из них есть интересные места, из которых можно создать функциональные общественные пространства.

Начал свою лекцию Евгений Мишталь с далеко не праздного вопроса: «Что такое счастье?» Разумеется, у этого понятия есть определение: «Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения».

Но главное, что счастье человека, за некоторыми исключениями, невозможно вне социума. Именно во взаимодействии с другими людьми мы реализуем себя, свои потребности, свои мечты. И чем развитее, образованнее, многограннее человек, тем более возвышен уровень его желаний, ценностей, тем выше уровень его культуры, тем меньше человек зависит от социума. Это творческие люди, которые стремятся сделать мир лучше. Такие неравнодушные есть в каждом городе.

Лектор разделил город на три слоя. Первый – физическое пространство: все, что можно потрогать, ощутить органами чувств. Второй – социальные сценарии (социальные связи): роли и взаимодействие органов местного самоуправления, бизнеса и граждан. Третий – культурные коды, которые являются очень важным компонентом в изменении и развитии города.

Культурный код – это уникальные культурные особенности, присущие данной местности, это ключ к пониманию той или иной культуры.

- Город – это, прежде всего, диалог между его жителями, - сказал Евгений Анатольевич. – Если они умеют договариваться, город процветает; если нет – разрушается.

Однотипность российских городов Е. А. Мишталь подчеркнул примером празднования Дня города, 9 Мая: везде они проходят одинаково, по одному сценарию: шествие – сцена – салют. И эта обыденность, шаблонность не находит отклика в сердцах людей.

- Культура – душа города, - заметил Евгений Мишталь. – А культурный код – это возможность подобрать некий ключик к нашим душам, чтобы вызвать в нас сильные эмоции. Если событие не вызывает реакции, к нему пропадает интерес, оно становится безразличным, не ценится. Культурные коды являются очень важным компонентом в изменении и развитии города.

Ярким примера культурного кода является Юрий Гагарин. После его полета в космос героя возили по всей стране, заставляя чаще биться сердца советских граждан и тем самым оживляя этот символ, этот культурный код. Но со временем интерес к нему затих, и сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина волнует разве только людей старших поколений. Чтобы культурный код продолжал жить, его нужно переосмысливать, вносить в него изменения сообразно духу времени, освежать.

Культурным кодом, по мнению Евгения Анатольевича, могут стать даже огромные массы снега, которыми славится г. Николаевск-на-Амуре. Или, например, личность Тихона Ивановича Наумова, именем которого названа одна из улиц нашего города. Главное, правильно это обыграть и ярко подать, чтобы, как говорится, цепляло. А для этого надо мыслить неординарно.

Люди, умеющие думать экзотически, есть и в Николаевске. Е. А. Мишталь упомянул об арт-объектах возле бывшего ТЦ «Аист». Есть и другие примеры творческой фантазии, выбивающиеся за границы серой действительности. Пусть это даже фигурки из автомобильных покрышек во дворах многоквартирных домов или граффити на стенах городских зданий. Е. А. Мишталь назвал такие явления аномалиями: чем их больше, тем ярче проявляется личность. Такие личности надо отслеживать, искать, чтобы задействовать их творческий потенциал для повышения визуальной культуры города, которая в Николаевске очень низка.

- Большинство людей (около 96%) живет по кругу, однообразно, - сказал лектор. – Остальные – это так называемые «городские сумасшедшие», городские активисты, которые объединяются в сообщества и добиваются своих прав. Вот с такими личностями администрации и бизнесу надо налаживать сотрудничество.

А чтобы понять суть проблемы и найти пути ее решения, нужно внимательно понаблюдать. Евгений Мишталь предложил начать с исследования своего города. Каждый из жителей при желании может это сделать. Для того чтобы увидеть, что происходит в физическом пространстве города, необходимо сузить фокус, то есть применить так называемый метод рамок. В этом поможет фотоаппарат или телефон, с помощью которых нужно сделать снимки разных городских объектов и оценить их состояние. Это позволяет открыть глаза, зашоренные рутиной и серостью. Большую роль играют запахи, звуки, освещение. Необходимо выявить так называемые конфликты – вещи, которые выбиваются из колеи, создавая неудобства и вызывая недовольство горожан.

Следующий шаг – определить, что можно сделать без больших затрат, то есть начать с малых дел. К примеру, очистить от мусора пространство, которое в дальнейшем можно использовать для воплощения творческих идей. Кстати, в городе много пустырей, которые, конечно же, не украшают его лицо.

- Начинать надо именно с малых дел, - подчеркнул Евгений Мишталь. – Потому что желание реализовать какой-то большой проект чаще всего не работает: человек натыкается на кучу препятствий. А малые дела действенны, результаты их видны, и, что очень важно, они вовлекают в процесс много людей.

Евгений Анатольевич Мишталь привел много примеров эффективного использования общественного пространства в других городах, которые, конечно, впечатлили слушателей семинара, коих набралось всего около десятка (увы, время было внеурочное, многие заняты на работе). Это были представители администрации и частных компаний. Однако в замечаниях участников встречи мне слышались скептические нотки: жизнеутверждающий план развития города, предложенный хабаровчанином, конечно, хорош, но кто будет этим заниматься?

Похожие статьи

Читайте также

Популярное в сети